Персонаж как объект интеллектуальной собственности

В последнее время тут и там слышны громкие споры правообладателей персонажей с компаниями, неправомерно использовавшими их в своей деятельности – чего только одно разбирательство «Союзмультфильма» с производителем мороженого «Альтервест» из-за Матроскина на упаковке сладости, закончившееся компенсацией в 1 млн. в пользу киностудии.
Но почему кот, созданный умом Эдуарда Успенского, вдруг принадлежит «СМФ»?
⠀
Дело в том, что персонаж, как результат творческой деятельности, принадлежит тем авторам, что его непосредственно создали.
⠀
И кот Матроскин, как рисунок, воплощенный в жизнь на телеэкранах, разграничивается с литературным персонажем книги «Дядя Федор, Пес и Кот», являющейся отдельным и цельным объектом авторских прав Успенского как писателя.
⠀
Литературный персонаж – это герой романов, повестей, рассказов, сценариев, а вот художники, иллюстрируя их, создают творчески самостоятельные произведения и приобретают права на созданное ими изображение персонажа.
Поэтому один и тот же герой может быть совершенно разными творческими единицами, даже если их объединяет одно литературное произведение.
⠀
Что же до регистрации персонажей в качестве товарных знаков - это возможно, но стоит учитывать важнейший аспект заключения лицензионного договора об их использовании. Будьте бдительны!