close

Договор франчайзинга: как сдать бизнес в аренду

договор франчайзинга
Что из себя представляет договор коммерческой концессии? Это договор, по которому правообладатель предоставляет пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав.

Данный комплекс обычно включает в себя средства индивидуализации:
  • товарный знак
  • знак обслуживания
  • коммерческое обозначение
При этом, кроме вышеупомянутых инструментов также могут быть включены некоторые объекты авторского права и права на секрет производства (ноу-хау), а также услуги обучения, консультационные услуги, доступ к общей базе данных правообладателя и др.

Важный момент: договор франчайзинга обязательно заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации.

Сегодня именно благодаря договору франчайзинга в России все больше появляется отделений известных западных компаний, от IKEA и Apple до всевозможных ресторанов фастфуда – McDonald’s, KFC, Burger King.

2.png СУТЬ ДОГОВОРА


Суть франшизы такова: предприниматель, который хочет приобрести уже отчасти готовый бизнес, платит правообладателю разово или периодически за то, что последний предоставляет ему комплекс (именно комплекс, а не отдельные права на какие-либо объекты интеллектуальных прав, как это предусмотрено для лицензионного договора) исключительных прав, который предприниматель использует для тех же целей, для каких использует его и сам правообладатель.

При этом предприниматель во многом ограничен в выборе действий, так как потребители должны быть уверены, что, обращаясь к нему, они получают ровно такой же товар или услугу, какой бы они получили, обратись они непосредственно к правообладателю исключительных прав.

Потому франчайзи обязан исполнять все инструкции и указания правообладателя (франчайзера), направленные на обеспечение всех действий предпринимателя на то, чтобы соответствовать правилам использования комплекса исключительных прав правообладателем.


2.png ПРЕИМУЩЕСТВА

Для предпринимателя в данном случае является большим плюсом то, что он будет пользоваться брендом, который известен порой во всем мире.

К тому же, в договоре может быть прописано условие о том, чтобы правообладатель не предоставлял на закрепленной за предпринимателем территории аналогичные комплексы исключительных прав другим лицам и воздерживался от собственной аналогичной деятельности на этой территории.

Кроме предмета договора, ответственности, срока действия и прекращения действия договора, в нем подробно прописываются положения о правилах использования того или иного средства индивидуализации и других возможных объектов, об обучении персонала, о рекламе и маркетинге, об открытии предприятия, о проверке деятельности, положение о неконкуренции.


3.png УСЛОВИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ДОГОВОРА

Для заключения договора сторонам необходимо обговорить следующие условия:

  • из чего состоит комплекс исключительных прав;
  • описание товарного знака, объектов авторского права, объектов ноу-хау, предоставляемых в пользование и особые условия их использования;
  • условия оказания услуг обучения предпринимателю;
  • описание рекламных кампаний и условий их проведения;
  • особые условия по контролю правообладателя за деятельностью предпринимателя;
  • за какое неисполнение обязательств будет предусматриваться ответственность и в какой форме, в каких случаях возможно одностороннее расторжение договора;
  • на какой срок заключается договор;
  • кто несет затраты, связанные с регистрацией договора коммерческой концессии в Роспатенте, каковы условия регистрации такого договора;
  • предусматривается ли специальный порядок разрешения споров по договору коммерческой концессии / специальная подсудность (третейский суд, процедура медиации, государственный суд).

Мы представляем полное юридическое сопровождение сделок по заключению договоров франчайзинга, а также представление интересов клиента при возникновении споров, подробнее >>

Полезно знать

Еще больше интересных новостей в нашем Instagram

Регистрация товарных знаков (или торговых марок) важна и необходима там, где речь идет о защите названия компании, ее логотипа, слогана, доменного имени или упаковки. Главное – сделать это вовремя и без ошибок.
ПЕРЕЙТИ В INSTAGRAM