Есть такое понятие как авторские права, которые распространяются не только на музыку, тексты и изображения, но еще и на логотипы, элементы бренда и т.п.
Важно помнить, что авторские права возникают с момента создания произведения. Как только был нарисован логотип, у автора уже есть исключительные права.
Все, что относится к вашему бренду: фирменный стиль (логотип, слоган), брендбук, веб-сайт (дизайн, контент), печатная и рекламная продукция, видео ролики, этикетки и упаковка, все это - объекты авторских прав (произведения). И на все нужно получить у автора исключительные права.
Исключительное право - это право разрешать или запрещать использовать произведение любыми способами (ст.1270 Гражданского кодекса РФ), в том числе:
-
Воспроизведение
-
Распространение
-
Переработка
-
Публичный показ
-
Размещение в сети Интернет
и т.д.
Фактически любое тиражирование продукции с вашим логотипом, если вам не передал права автор, является нарушением прав этого самого автора.
Что важно. Автором является лицо, которое указано на произведении, пока не доказано иное. Исключительные авторские права нигде не регистрируются и возникают у автора с момента создания произведения в печатной или электронной форме. Соответственно, заказав у дизайнера разработку логотипа, чтобы полноценно им пользоваться, вы должны правильно оформить передачу вам исключительных прав,
Получить такие права от дизайнера (если он не ваш штатный сотрудник) можно только по специальному договору в письменной форме: договору отчуждения исключительного права либо лицензионному договору.
Теперь внимание! Регистрации такого логотипа в качестве товарного знака без согласия автора является незаконной! Да, именно так.
Согласно пункту 9 статьи 1483 ГК РФ не допускается регистрация товарных знаков, воспроизводящие названия произведения науки, литературы или искусства и т.д., без согласия автора или иного правообладателя.
Конечно, при рассмотрении вашей заявки на товарный знак Роспатент не проверяет, есть ли у вас такое согласие автора. Но указные положения закона (п.9 ст. 1483 ГК РФ) дают возможность автору или другому правообладателю аннулировать регистрацию товарного знака через Палату по патентным спорам (подразделение Роспатента). Нам не раз приходилось аннулировать товарные знаки, которые воспроизводили дизайн и логотип наших клиентов, обладающих авторскими правами.
Таким образом, перед подачей заявки на регистрацию товарного знака необходимо получить у автора либо согласие на регистрацию либо исключительное право на логотип по договору.
Существуют два вида договора: договор отчуждения и лицензионный договор.
Посредством заключения договора отчуждения вам передаются полностью исключительные права на объект авторских прав. Договор отчуждения предполагает размер вознаграждения (для коммерческих предприятий). Вместе с договором оформляется передаточный акт с изображением логотипа за подписью обеих сторон.
Лицензионный договор предусматривает своего рода “аренду” - временного получения права использования нужного вам объекта на определенных условиях. Договор должен содержать указание на способы конкретного использования, срок, территорию, вознаграждение, также вид лицензии: исключительная или неисключительная лицензия.
Выводы
На логотип, разработанный дизайнером, распространяются самостоятельные авторские права. Они охраняются законом независимо от исключительных прав на товарный знак. А вот исключительные права на товарный знак прямо зависят от авторских прав на него как на произведение.
Оформить передачу авторских прав на логотип от автора пользователю необходимо и для свободного использования логотипа и для регистрации его в качестве товарного знака. Оформить передачу авторских прав можно как в самом договоре об оказании дизайнерских услуг, так и путем заключения отдельного договора.