А вы уверены, что ваш сайт принадлежит именно вам? Или иначе: все ли авторские права на ваш сайт и контент принадлежат вам? К чему может привести халатность в данном вопросе рассмотрим ниже.
Наш клиент создал компании по строительству домов по новым технологиям. Нанял директора и вложил 11 миллионов рублей в аренду офиса, рекламу, продвижение. Год проработала компания, появились первые заказчики.
Но, как это нередко бывает, у нанятого директора были свои планы. В тайне от собственника он зарегистрировал одноименную фирму, переоформил на нее телефонный номер текущей фирмы и даже аренду его производственного помещения. Доменное имя вместе с уже раскрученным сайтом переоформил на свою жену. В один день он бросил ключи на стол, хлопнул дверью и был таков.
Наш клиент остался без клиентов, без раскрученного телефона и сайта. Пришлось принимать меры.
За год судебных разбирательств мы сделали следующее:
-
Вернули доменное имя, доказав, что бывший директор действовал от лица представителя компании нашего клиента, когда переоформлял доменное имя на другого собственника, вследствие чего фактическое использование доменного имени бывшим директором нарушало право собственника на товарный знак;
-
Направили иск о запрете использования одноименного фирменного наименования и заставили фирму-клон переименоваться;
-
Получили судебное решение о запрете на использование домена. На основании этого вернули (переоформили) украденный домен нашему клиенту
-
Взыскали 200 000 рублей компенсации за незаконное использование товарного знака и судебные расходы.
Оставался только сайт - клон, внешне оформленный так же как сайт нашего клиента, только уже с другим названием. Чтобы запретить использование схожего дизайна, нам необходимо было предъявить суду исключительные авторские права на дизайн этого сайта.
Да, у нашего клиента был договор, подписанный еще прежним директором с дизайнером, на разработку то самого сайта, оплаченный, как полагается.
Но в этом договоре не было ничего о передаче авторских прав на созданный дизайн, соответственно, все права остались у дизайнера. И в споре за сайт данный дизайнер решил занять “нейтральную позицию” и не передавать права не нашему клиенту, не его бывшему директору (и его новой компании).
В итоге, отсутствие правильно составленного договора с дизайнером лишило нашего клиента главного аргумента в борьбе с сайтом-клоном, несмотря на успехи по другим фронтам.
Важные выводы
Всегда контролируйте то, что делает для вас дизайнер, как только что творческое - следите за правильной передачей авторских прав от дизайнера вам или вашей компании.
Отчуждение авторских прав в виде специальных положений должно быть включено в договор оказания услуг либо оформлено в виде отдельного договора со всеми необходимыми существенными условиями: индивидуализация объекта авторских прав (сам дизайн-макет), условиями об отчуждении исключительного права в полном объеме, вознаграждении.
И да, полезным является включение в договор пункта о согласии автора на анонимное использование дизайна, иначе при любом использовании логотипа или сайта вам нужно будет указывать имя автора.
Как показывает практика выше, оформлять такой договор нужно еще “на берегу”, до того как вы полностью закончили работу с дизайнером.