Что из себя представляет договор коммерческой концессии? Это договор, по которому правообладатель предоставляет пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс исключительных прав.
Данный комплекс обычно включает в себя средства индивидуализации:
- товарный знак
- знак обслуживания
- коммерческое обозначение
Важный момент: договор франчайзинга обязательно заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации.
Сегодня именно благодаря договору франчайзинга в России все больше появляется отделений известных западных компаний, от IKEA и Apple до всевозможных ресторанов фастфуда – McDonald’s, KFC, Burger King.
Суть договора
Суть франшизы такова: предприниматель, который хочет приобрести уже отчасти готовый бизнес, платит правообладателю разово или периодически за то, что последний предоставляет ему комплекс (именно комплекс, а не отдельные права на какие-либо объекты интеллектуальных прав, как это предусмотрено для лицензионного договора) исключительных прав, который предприниматель использует для тех же целей, для каких использует его и сам правообладатель.При этом предприниматель во многом ограничен в выборе действий, так как потребители должны быть уверены, что, обращаясь к нему, они получают ровно такой же товар или услугу, какой бы они получили, обратись они непосредственно к правообладателю исключительных прав.
Потому франчайзи обязан исполнять все инструкции и указания правообладателя (франчайзера), направленные на обеспечение всех действий предпринимателя на то, чтобы соответствовать правилам использования комплекса исключительных прав правообладателем.
Преимущества
Для предпринимателя в данном случае является большим плюсом то, что он будет пользоваться брендом, который известен порой во всем мире.К тому же, в договоре может быть прописано условие о том, чтобы правообладатель не предоставлял на закрепленной за предпринимателем территории аналогичные комплексы исключительных прав другим лицам и воздерживался от собственной аналогичной деятельности на этой территории.
Кроме предмета договора, ответственности, срока действия и прекращения действия договора, в нем подробно прописываются положения о правилах использования того или иного средства индивидуализации и других возможных объектов, об обучении персонала, о рекламе и маркетинге, об открытии предприятия, о проверке деятельности, положение о не конкуренции.
Условия заключения договора
Для заключения договора сторонам необходимо обговорить следующие условия:- из чего состоит комплекс исключительных прав;
- описание товарного знака, объектов авторского права, объектов ноу-хау, предоставляемых в пользование и особые условия их использования;
- условия оказания услуг обучения предпринимателю;
- описание рекламных кампаний и условий их проведения;
- особые условия по контролю правообладателя за деятельностью предпринимателя;
- за какое неисполнение обязательств будет предусматриваться ответственность и в какой форме, в каких случаях возможно одностороннее расторжение договора;
- на какой срок заключается договор;
- кто несет затраты, связанные с регистрацией договора коммерческой концессии в Роспатенте, каковы условия регистрации такого договора;
- предусматривается ли специальный порядок разрешения споров по договору коммерческой концессии / специальная подсудность (третейский суд, процедура медиации, государственный суд).
Мы представляем полное юридическое сопровождение сделок по заключению договоров франчайзинга, а также представление интересов клиента при возникновении споров.