Вспомним неприятную историю о незащищенном и вследствие этого несостоявшемся бренде и вынесенные из этого уроки. Итак, Вы шагаете в ногу со временем и зарегистрировали в качестве товарного знака свою марку. Кажется, теперь можно смело ее продвигать, будучи уверенным в ее уникальности на рынке…. Однако ни рынок, ни тем более конкуренты на месте не стоят и расслабляться все же нельзя.
Для начала обратим Ваше внимание на одну казанскую историю.
Вы видите внешне очень похожие упаковки макарон. Вот только одна из них произведена в Челябинске («Макфа»), а другая в Казани («Маква»). Столь примечательный факт, как активная продажа местной «МАКВы» в магазинах города, конечно, не остался без внимания контролирующих органов. Как вы понимаете, имитация столь близка (различие в одной букве наименования и в сюжете логотипа), что потребитель покупая макароны местного производителя (по цене значительно ниже оригинала) был полностью уверен, что приобрел любимую марку. И обращаем внимание, что путаница во многом объясняется, прежде всего, сходством самой упаковки, которая неотличима с расстояния прилавка. Здесь на лицо сходство до степени смешения товарных знаков и вследствие этого факт нарушения прав «Макфы».
Что интересно, оба логотипа "NIVEA" и "LIVIA" зарегистрированы в качестве товарных знаков на совершенно разные предприятия. Но согласитесь, тяжело заподозрить подвох, держа оба флакона в руках! Виной тому сходство дизайна упаковки. Встает исконный вопрос "Кто виноват?" и "Что делать?". На помощь здесь приходит промышленный образец.
И в нашем случае с шампунем можно говорить о получении монополии на использование совокупности таких элементов упаковки как: продолговатая вертикальная форма синего цвета с неровными боковыми сторонами; размещение в верхней части логотипа; вертикально расположенные элементы геометрической и шрифтовой графики и т.д. Не загружая Вас терминологий, скажем лишь, что в заявке на патент мы с вами сами определяем важные признаки, т.е. объем прав. Более того, в рамках одного патента можно защитить целую серию вариантов изделий, что, безусловно, эффективно с правовой стороны и выгодно с финансовой. В качестве промышленного образца защищают дизайн различных изделий, предметов одежды, мебели, оборудования, конструкций и т.д. И конечно дизайн упаковки, включая этикетки.
Часто на практике нам задают вопрос: что лучше, Товарный знак или Промышленный образец?
Отвечаем: все зависит от конкретной ситуации.
Резюмируя нашу практику, мы советуем прибегать к защите в режиме промышленного образца в следующих случаях:
- наличие оригинального и выразительного дизайна товара, его упаковки;
- при отсутствии элементов защищаемых в качестве товарных знаков;
- серия изделий, упаковок объединенных одним замыслом, но имеющих различия.
Ну а самый верный совет – комплексная защита, поскольку и название (логотип) и дизайн упаковки могут быть одновременно Вашими сильными сторонами, сила которых зависит от степени правовой защиты. Таким примером с гордостью можно назвать республиканский брэнд «ТОРТУГАЛИЯ» одного из наших клиентов ОАО «Челны-хлеб». Столь выразительная концепция требовала регистрации логотипа и конечно упаковки. Что мы и сделали.