Вот недавний пример.
В одном из казанских НИИ был создан новый химический продукт. Его разработала группа специалистов, долгие годы трудившаяся бок о бок ради достижения общей цели, а потому ставшая не просто «группой товарищей», соавторами, а нечто большим. Поэтому при получении патента как-то осталась за кадром одна маленькая формальная деталь, а распределять грядущее вознаграждение на бумаге посчитали за что-то низкое…
Получили патент. Продукт, что называется, победно зашагал не только по крупнейшим предприятиям республики, но и по всей России, принося немалые прибыли. Изобретательный триумф «созрел» для жатвы финансовых плодов. И тут на первый план вышла та самая маленькая формальность, на которую то ли «по дружбе», то ли по элементарному недосмотру никто из соавторов не обратил внимания. Оказалось, что патент был оформлен только на одного из них, а именно – на того, кто… занимался заключением контрактов с заказчиками!
Когда эта «маленькая подробность» всплыла, наиболее предприимчивый и теперь уже единственный патентообладатель поспешил уволиться из НИИ. Но и это не все! Охранный режим в институте оставлял желать лучшего, а потому, совершенно беспрепятственно в выходной день «соавтор» умыкнул из офиса все материалы по разработке.
Положение брошенных коллег стало удручающим, если не угрожающим, но все же не безнадежным. Однако для восстановления "status quo" необходимы доказательства, получение которых в сложившейся ситуации крайне затруднительно…
Мало придумать, надо все продумать
Подтверждение прав собственности разработчика или заказчика на свой же объект, увы, является проблемой как довольно распространенной, так и … малоизученной.
Парадокс, очевидно, заключается в том, что инвесторы, вложившие средства во внедрение разработки, вступив в договорные отношения не с реальным владельцем (а, к примеру, с одним из соавторов) и в результате этой юридической неосмотрительности понесшие убытки, по понятным причинам не склонны к афишированию подобных коллизий. А ведь каких-то особо принципиальных сложностей в проведении аудита интеллектуальной собственности нет. Однако, предприятия не всегда привлекают патентных работников на предварительной стадии трансферта технологий, и прежде всего, из-за недостаточной информированности об этой специфической проблеме.
«Ключи» к триумфу
В качестве ключевого инструмента решения указанных выше вопросов применяются договорные меры, основанные на тщательной разработке выгодных для предприятия договоров и соглашений и на добровольном принятии на себя договорных обязательств по сотрудничеству и совместной деятельности с партнерами по инновационному бизнесу.
Как уже говорилось, при коммерциализации интеллектуальной собственности принципиальным является наличие и правильность оформления документов, подтверждающих права предприятия на объекты интеллектуальной собственности.
Необходимо отметить следующие, на наш взгляд, принципиально важные положения:
1. Необходимость проведения соответствующей «инвентаризации» имеющихся, а также предполагаемых к созданию объектов ИС на предмет их всесторонней правовой защиты.
Здесь стоит отметить, что, как правило, внимание участников проекта сосредотачивается лишь на основных патентуемых объектах – ключевых технических решениях, патентуемых в качестве изобретений или полезных моделей, игнорируя тем самым меры необходимой правовой защиты остальных, не менее важных и уязвимых составных частей технологий. Скажем, отсутствие на предприятии необходимого режима «Ноу-хау» может привести к невозможности применения правовых санкций к лицам, виновным в разглашении конфиденциальной информации, не говоря о возможных финансовых потерях.
Кроме того, нельзя забывать и о других объектах ИС, обеспечивающих успешность проекта. В их число могут входить оригинальные дизайнерские решения (промышленные образцы), специально разработанное программное обеспечение (программы для компьютеров, базы данных), средства индивидуализации (товарные знаки).
Пренебрежение своевременной правовой защитой, включая предварительную оценку патентной чистоты объектов (изобретения, товарные знаки) на практике ставит под угрозу успех внедряемой инновации. Причем, данная угроза может исходить как от недобросовестных конкурентов, так и от законных правообладателей, как может выясниться, «не новых» решений.
Затрагивая проблемы регулирования отношений по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности, созданных на предприятии либо за его пределами, следует обратить внимание на следующий пункт.
2. Необходимость предварительного распределения на договорной основе обязанностей по созданию и последующему разграничению прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Именно определение степени участия в создании и последующих притязаний на объекты интеллектуальной собственности и является правовой основой для дальнейшего определения прав собственности на технологию как конечный продукт. К подобного рода первоначальным юридическим документам следует отнести:
- Соглашения с авторами и иными лицами, участвующими в разработке, включая надлежащее оформление трудовых отношений.
- Соглашения между авторами и будущими патентообладателями.
- Составление полноценных договоров на НИОКР.
- Соглашения о неразглашении коммерческой тайны.
Как показывает практика, подобные соглашения так и остаются в устной форме либо оформляются настолько неполно, что приводит к возникновению множества споров, в особенности, когда в деле появляются большие деньги, что мы и видели на примере, приведенном в начале публикации.
Интеллектуальная собственность превращается в имущество.
Проведение полноценного и своевременного аудита (правовой экспертизы) как самой структуры технологии, так и участников инновационного проекта, имеет определяющие значение и для эффективности коммерческого использования ИС. Речь идет о превращении интеллектуальной собственности в имущество хозяйствующего субъекта (учета на балансе предприятия в качестве нематериальных активов, вкладе в уставной капитал), возможном лишь на основе правильного документального оформления и оценке.
Извлекать дополнительную прибыль можно и другими путями. Например, путем передачи инновационных технологий на коммерческой основе другим участникам рынка – на основе, скажем, договора коммерческой концессии, лицензионных соглашений. В отличие от традиционных договоров, например, купли-продажи или аренды, структуру и содержание лицензионного договора трудно унифицировать. Многообразие типов лицензий и их возможных комбинаций обуславливается уникальностью каждой реальной ситуации, зависящей от специфики объекта ИС, рынка сбыта лицензируемого продукта, значительности размера и долгосрочности капиталовложений и иными факторами. Данный вид соглашений заслуживает отдельной публикации.
В заключение же следует отметить, что, живя в век технологий, нельзя не отметить стремительное развитие рынка лицензионной торговли. Здесь, как и в самой инновационной сфере, определяющее значение имеет полноценность и юридическая защищенность предмета торговли (объекта правоотношений) – то есть вашей (не забывайте позаботиться об этом!) – интеллектуальной собственности .