Так что же такое "Интеллектуальная собственность"? Это первый вопрос, на который мы должны ответить. Но, для начала, давайте разрушим несколько традиционных стереотипов.
Стереотип 1. Патенты "не работают".
Компания "Департамент новых технологий" поставляло в ООО "Мир паркета" деревянные полы собственной конструкции, защищенной патентом на изобретение. ООО "Мир паркета" однажды отказывается от поставок, решив самостоятельно производить полы аналогичной конструкции, пренебрегая патентными правами бывшего поставщика-патентообладателя.
Итог патентного спора:
- Директор «ООО Мир Паркета» осужден к 2 годам лишения свободы условно;
- Уничтожено 8 тысяч комплектов полов;
- Взыскано 10 536 810 руб. убытков в пользу патентообладателя.
Стереотип 2: "Авторские права нужны только художникам и музыкантам".
Компания "ПРОМПОЛИМЕР" разместило в журнале "Пульс цен" рекламу в виде прайс-листа на транспортерную ленту - 100 позиций с фотографиями продукции. Конкурент - ООО "Евроснабкомплект" решает разместить на страницах того же издания аналогичную рекламу с использованием.... тех же фотографий конвейерной ленты конкурента.В суде "ПРОМПОЛИМЕР" доказал свои права на фотографии, представив договор с автором - фотографом Астафьевым В.П. Истец потребовал взыскать с нарушителя минимальный размер компенсации (10 000 руб.) за каждую фотографию. Суд признал ООО "Евроснабкомлект" нарушителем авторских прав истца и взыскал в его пользу 1 000 000 руб.
Стереотип 3. "Достаточно добавить одну букву и можно спать спокойно".
Типичный для сегодняшнего дня случай. Из успешной компании "МИКОН" уходит коммерческий директор и открывает свою фирму, назвав ее "МИКОН-К". Далее, компания-клон начинает работать на том же рынке, будучи уверена, что действует по закону, нанося немалый вред нашему клиенту.
Используя зарегистрированный товарный знак и исключительное право на фирменное наименование "МИКОН", мы добились запрета на использование как логотипа, так и смены наименования "МИКОН-К", а также привлечения нарушителя к административной ответственности.
Это лишь несколько примеров, которые свидетельствуют о том, что интеллектуальная собственность работает. Далее мы пошагово будем с вами разбирать на практике особенности работы данного инструмента для защиты ваших интересов и вашего бизнеса.
А сейчас немного теории.
Что такое интеллектуальная собственность?
Согласно статье 1225 Гражданского кодекса РФ, интеллектуальная собственность – это охраняемые законом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Конечно же, не всякий результат интеллектуальной деятельности (далее «РИД») является интеллектуальной собственностью, а только тот, который прямо указан в Гражданском кодексе РФ. При этом важно помнить, что идеи, как нечто абстрактное, а также концепции, алгоритмы, методики не охраняются законом.
Охраняется не идея, а форма ее воплощения.
Например, новый бизнес-проект как идея не охраняется. Но стоит защитить формы реализации проекта: название и логотип, фирменный стиль, веб-сайт, рекламные материалы, конструкторскую и технологическую документацию, дизайн продукции, технологии и прочее.
Объекты интеллектуальной собственности.
Результаты интеллектуальной собственности исчерпывающе перечислены в статье 1225 Гражданского кодекса РФ и включают 16 объектов. Для облегчения восприятия представим все в виде простой схемы:Что такое исключительное право?
Гражданин или юридическое лицо (правообладатель) вправе использовать РИД или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.
Правообладатель также может разрешать или запрещать другим лицам использование РИД или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).
Важные особенности исключительного права
- Исключительное право на РИД не связано с правом собственности на материальный носитель, в котором выражен данный результат творческой деятельности. Получение вами от дизайн-студии оплаченного брендбука еще не означает, что вы получили исключительное право на его использование.
- Исключительное право ограниченно территорией, где оно возникло (или зарегистрировано). Товарный знак, зарегистрированный на территории РФ, не действует за ее пределами. Также и патент США не действует на территории России. Для защиты своей интеллектуальной собственности за рубежом нужно пройти отдельную процедуру регистрации.
- Исключительное право "не вечно" и имеет свой срок. Так, например, право на изобретение действует 20 лет, авторское право - в течение жизни автора и 70 лет после его смерти.