Расскажем историю “пиратского налета” на нашего клиента, связанного с нарушением прав на товарный знак. Арбитражным судом РТ был рассмотрен иск о нарушении казанской клиникой исключительных прав на товарный знак “Золотое сечение”. Вроде как все было в рамках закона, но все же иск был и правда пиратский (читай “грабительский”), ибо реальной целью владельца товарного знака было не столько защитить свои права, сколько заработать денег на “законном” требовании компенсации в 2,5 млн. рублей. Подробности данного кейса - на видео.
Обо всем по порядку
Казанская клиника “Золотое сечение” получила иск о нарушении прав на одноименный товарный знак от новосибирской клиники с тем же названием ООО Клиника ”Золотое сечение”.Истец свой товарный знак “ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ” зарегистрировал в 2016 г. (это важно!). В суде истец предоставил также лицензии на медицинскую деятельность, скрины официального сайта, страниц в социальных сетях, рекламу услуг и т.д.
Да, у истца есть исключительное право на товарный знак и он вправе требовать компенсацию до 5 млн. рублей. Но и наш клиент был не беззащитен, что мы и продемонстрировали суду.
Ответчик, ООО “Центр хирургии и проктологии “Золотое сечение”, лечит своих пациентов в Казани с 18.09.2014 г. (дата регистрации юридического лица) и с этого момента (внимание!) он обладает исключительными правом на фирменное наименование “Золотое сечение” (ст. ст. 1473, 1474 ГК РФ). А еще он с сентября 2014 г. вел активную рекламную компанию своего медицинского предприятия под названием “Золотое сечение”. Следовательно, еще с 2014 года он обладает еще одним исключительным правом на “коммерческое обозначение”, предусмотренным ст.1538 ГК РФ.
К счастью, ответчик сохранил все документы, подтверждающие возникновение у него права на коммерческое обозначение “Золотое сечение”: размещение и оплату печатной рекламы, радиорекламы, буклетов, рекламы на экранах клиник. На всех медиа площадках и в договорах было указано “Золотое сечение”. Данные документы помогли доказать, что активное использование обозначения началось с 2014 года. Следовательно, к 2016 году, когда был зарегистрирован товарный знак истца, клиника нашего клиента была уже известна на территории города Казани и обладала правом на одноименное коммерческое обозначение.Согласно ст.1538 ГК РФ право на коммерческое обозначение - это исключительное право на использование слова, логотипа или иного знака, которое ИП или юридическое лицо использует как название своего предприятия (на вывесках, бланках, иной документации, рекламе, на товарах и т.д.). Такое обозначение должно обладать различительными признаками (быть достаточно оригинальным) и известным в пределах определенной территории.
А как же быть с иском истца и его правом на товарный знак? Здесь применяются положения п.6 ст.1252 ГК РФ. В переводе на простой язык там сказано, что если в суде владелец товарного знака встречается с обладателем фирменного наименования или коммерческого обозначения, то прав тот, чье исключительное право возникло раньше.
И в нашем случае (следим за руками) права нашего клиента на фирменное наименование и коммерческое обозначение “Золотое сечение”, действующие с 2014 года, будут старше, чем право на товарный знак истца, возникшее с 2016 г.
Оценив наши доводы, суд пришел к выводу, что факты использования товарного знака ответчиком, на которые указывает истец, есть всего лишь случаи использования ответчиком своего фирменного наименования и коммерческого обозначения.
В результате в удовлетворении иска и взыскании 2,5 млн. руб. суд отказал. Апелляционная и кассационная инстанция оставили решение в силе. Примечательно, что в последствии суд также взыскал все судебные расходы ответчика на оплату наших услуг с истца.
Какие выводы можно сделать
Наличие у стороны товарного знака не является гарантией выигрыша. Закон на стороне тех, кто раньше начал активно использовать название предприятия (бренд, если хотите) на рынке, наделив их также правами на интеллектуальную собственность (фирменное наименование, коммерческие обозначения). Затевая спор, нужно знать об этом и заранее учитывать другие средства индивидуализации, охраняемые законом.
И главный совет - храните как можно дольше и как можно больше документов об использования своего бренда. Они, в нужный момент, могут спасти не только ваш бренд, но и ваш бизнес.