Простым и эффективным инструментом защиты вашей компании и бренда является также фирменное наименование юридического лица.
Фирменное наименование определяется в учредительных документах предприятия и включается в единый государственный реестр юридических лиц при его регистрации.
Важно то, что с момента регистрации своего юридического лица вы получаете такое же исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом.
И способы использования здесь могут быть разными, в том числе указание наименования на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, в сети «Интернет».
И в суде «все работает». Приведем пример.
Представляя интересы ООО «ТРАК-ЦЕНТР Казань», мы обратились в Арбитражный суд Иркутской области с иском к ООО «ТракЦентр-Иркутск». Сходство фирменных наименований здесь было очевидным. При этом, наша казанская компания, являясь известной федеральной сетью обслуживания грузовой техники, получила право на фирменное наименование ( в т.ч. на английском языке «TRUCK-CENTER Kazan» LLC) еще в 2006 году, гораздо раньше регистрации иркутского центра.
Кроме того, иркутская компания использовала для рекламы сайт truckcenter.ru, который был, очевидно схож с доменом нашего клиента truck-center.ru
Рассмотрев наше исковое заявление, суд удовлетворил его в полном объеме.
В своем решении суд прямо указал следующее:
«В практике делового оборота компании имеют свой сайт в сети интернет под доменным именем, сходным с фирменным наименованием компании. С помощью доменного имени компании индивидуализируют себя и свои товары и услуги на рынке, осуществляют основные коммуникации с конечным потребителем. Зарегистрировав доменное имя и разместив по этому адресу сайт, компания использует его также в рекламе, представительской продукции и иных способах продвижения своих товаров и услуг.
Таким образом, доменное имя фактически выполняет функции товарного знака или фирменного наименования и имеет большую коммерческую ценность и значимость для любого предприятия.
Регистрация доменного имени, содержащего обозначение, идентичное или сходное с фирменным наименованием другого юридического лица, может вызвать смешение, а также ввести в заблуждение потребителей в отношении предприятия, его товаров и услуг.»
Арбитражный суд Иркутской области.
Дело No А19-11659/2013
Опираясь, на нормы Гражданского кодекса РФ о фирменных наименованиях (ст. 1229, 1475 ГК РФ), суд вынес следующее решение:
1. Запретить ООО «ТракЦентр-Иркутск» использовать фирменное наименование, сходное до степени смешения с фирменным наименованием ООО «ТРАК-ЦЕНТР Казань» при осуществлении аналогичной деятельности, а также в спорном доменном имени «TRUCKCENTR.RU».
2. Взыскать с ООО «ТракЦентр-Иркутск» в пользу ООО «ТРАК-ЦЕНТР Казань» судебные издержки в размере 60 000 руб.
Здесь важно отметить, что на основании подобного решения суда право администрирования домена ответчика переходит к истцу.
Таким образом, исключительное право фирменное наименование, повторяющее наименование бренда компании, также может служить эффективным инструментом его защиты.
Используя право на фирменное наименование вы можете:
- Запретить другим лицам использование схожих фирменных наименований при условии осуществления нарушителями аналогичной деятельности.
- Запретить использование схожих с вашим доменных имен, а также «забрать» их в судебном порядке.
- Добиться аннулирования схожего товарного знака другого лица, если он был зарегистрирован позднее регистрации вашего юридического лица.
Подробно у других способах защиты бренда читайте в нашей статье.