Кроме того, это результаты научных и конструкторских разработок, а также программы для ЭВМ и базы данных. Сюда же стоит отнести произведения архитектуры, градостроительства, фотографические произведения, географические и другие карты, планы эскизы. Следует также упомянуть так называемые «производные» произведения: (переводы, обработки, аранжировки и иные переработки) и «составные» (сборники, энциклопедии и т.д.).
Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, концепции, принципы. Поэтому если кто-то вам заявит о своих авторских правах на некий коммерческий проект, усомнитесь!
Важный принцип авторского права заключается в следующем: защите подлежит не идея, а ее материальное воплощение, выраженное в какой-либо объективной форме:
- письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
- публичное произнесение, публичное исполнение и так далее;
- звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
- изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертеж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
- объемно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее).
У всего творческого есть свой автор – физическое лицо, чьим интеллектуальным трудом творение создано. Причем творение (произведение) может быть создано несколькими авторами (соавторство), чьи взаимоотношения могут определяться соглашением между ними. Нельзя забывать также еще иных субъектов - физических или юридических лиц, которым могут быть переданы права на объекты авторских прав: наследники, работодатели, заказчики, продюсеры, издатели и т.д.
Следовательно, у автора(ов) изначально есть все предписанные законом права на созданное им произведение, которые заслуживают отдельного внимания.
Указанные правомочия разделены на две категории. Это, прежде всего, личные неимущественные права, принадлежащие автору:
- право признаваться автором произведения (право авторства);
- право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, то есть анонимно (право на имя);
- право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;
- право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения (право на неприкосновенность произведения).
Данная категория правомочий неотчуждаема, однако, безусловно, требует соблюдения третьими лицами.
Особое внимание следует обратить на совокупность прав имущественного характера, образующих исключительное право на произведение. Автор имеет право, как осуществлять самостоятельно, так и запрещать другим следующие действия:
- воспроизводить произведение (право на воспроизведение);
- распространять экземпляры произведения любым способом: продавать, сдавать в прокат и так далее (право на распространение);
- импортировать экземпляры произведения в целях распространения, включая экземпляры, изготовленные с разрешения обладателя исключительных авторских прав (право на импорт);
- публично показывать произведение (право на публичный показ);
- публично исполнять произведение (право на публичное исполнение);
- сообщать произведение (включая показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир (право на передачу в эфир);
- переводить произведение (право на перевод);
- переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведения (право на переработку).
Исключительные права рассматриваются в качестве основной группы прав автора, обеспечивающей ему или его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведений и получать доходы от такого использования.
Необходимо помнить, что нарушение чужих авторских прав влечет за собой наказание, предусмотренное Гражданским Кодексом.
Авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.
Исключительное право на произведение кроме ряда случаев действует в течение всей жизни автора и 70 лет после его смерти.
Прогресс технический и законотворческий привел к возникновению института «смежных прав». Эти права, будучи отличны от авторских, непосредственно с ними связаны. Остановимся лишь на некоторых основных моментах.
Исторически первыми обладателями смежных прав были исполнители - актеры, певцы, музыканты, танцоры, исполняющие различными способами произведения литературы и искусства, а вслед за ними также режиссеры-постановщики, дирижеры и т.д.
Подобно автору исполнитель обладает исключительными правами, в число которых входят:
- личные неимущественные права – право на имя и право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя;
- имущественное право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования исполнения или постановки.
Имущественные права относятся к категории исключительных и позволяют исполнителю разрешать или запрещать в отношении его исполнений:
- запись ранее не записанного исполнения или постановки;
- воспроизведение (тиражирование) на различных носителях (на компакт-дисках, на видеокассетах и т.д.);
- распространение экземпляров записи исполнения путем продажи, безвозмездной передачи другим лицам;
- прокат записей исполнения, передачу в эфир (показ по телевидению, передачу по радио) и сообщение для всеобщего сведения по кабелю (по кабельному телевидению, использование в цифровых интерактивных сетях, в частности, в Интернете и т.д.).
С момента возникновения первых звукозаписывающих устройств возникла потребность в защите интересов и прав следующих субъектов - производителей фонограмм.
Создание первого радиоприемника привело к необходимости предусмотреть охрану прав организации эфирного или кабельного вещания. Производителю фонограммы, равно как и упомянутым организациям вещания, принадлежат исключительные права на использование созданных фонограмм и транслируемых передач.
Итак, передаются только имущественные авторские или смежные права. Они могут передаваться по договору, переходить по наследству, по "трудовым" и по другим гражданско-правовым основаниям.
Виды авторских договоров об использовании произведения
- договор об отчуждении исключительного права на произведение в полном объеме (на все виды использования произведения, на весь срок действия исключительных прав, на территорию всего мира, без каких-либо ограничений прав дальнейшей передачи и т.д.);
- авторский договор о предоставлении права использования произведения на исключительной основе (исключительная лицензия);
- лицензионный договор о предоставлении права использования произведения на неисключительной основе (неисключительная лицензия).
Содержание авторского соглашения
Подобный договор должен в обязательном порядке содержать ряд существенных условий:- характер передаваемых прав (исключительный или не исключительный),
- способы использования (например, право на воспроизведение, тиражирование и т.д.),
- срок и территорию передаваемых прав и, конечно же, размер и порядок выплаты вознаграждения.
Общее обязательное правило: договоры об использовании произведения должны заключаться в письменной форме.
Причем не имеет значения, является ли это самостоятельным соглашением или специальным разделом иного договора, скажем на оказание рекламных услуг.
Еще одна особенность. Договоры об использовании произведения, также как и факт создания, не требуют государственной либо нотариальной регистрации. Следовательно, при внимательном отношении к законным правам людей, чьему творчеству мы обязаны своим успехом, можно избежать многих неприятностей и проблем.