С 29 мая вступает в силу ряд изменений в Гражданском кодексе РФ, касающихся регистрации товарных знаков. Согласно новой редакции п.3 статьи 1483 теперь помимо запрета на регистрацию товарных знаков, вводящих в заблуждение потребителя в отношении товара и его изготовителя, нельзя будет регистрировать обозначения, способные ввести в заблуждение относительно места производства товара. То есть нельзя регистрировать бренд с использованием географического указания, если компания или её производство фактически не находится в данном месте.
Аннулировать ранее зарегистрированные товарные знаки Роспатент не будет, нововведения коснуться только тех заявок, которые будут поданы после вступления закона в силу. Однако у него могут возникнуть вопросы, если вы решите кому-либо передать права на такой товарный знак. Согласно изменениям в п.2 ст. 1488 ГК ГФ теперь Роспатент может отказать в регистрации договора отчуждения исключительного права на товарный знак или передачи франшизы, если это введет в заблуждение потребителя о месте изготовления товара.
Нововведения призваны гармонизировать нормы национального законодательства со статьей 11 Женевского акта Лиссабонского соглашения о наименованиях мест происхождения и географических указаниях, к которому Россия присоединилась 11 мая 2023 года.Однако мнения экспертов относительно всех нововведений разделились: одни считают, что изменения в законодательстве защищают потребителей, другие – что они наносят ущерб добросовестным предпринимателям, которые используют названия географических объектов (к примеру, иностранных городов) в качестве фантазийных обозначений.
По мнению экспертов, изменения в законодательстве, вероятно, приведут к увеличению количества отказов в регистрации подобных обозначений, а также количеству оспариваний решений Роспатента в суде.