С молниеносным развитием Интернета доменные имена представляют собой особую коммерческую ценность наряду с товарными знаками и иными средствами индивидуализации брендов.
Ни для кого не секрет, что, чем выше популярность и финансовый оборот бренда, тем больше у него становится клиентов - реальных и потенциальных, последователей и даже фанатов - возьмите, например, недавно раскрученный и столь эпатажный личный бренд телеведущей Ольги Бузовой или стабильный и дипломатичный Apple Inc.
Оттого неудивительно, что среди таких последователей наверняка окажутся те, кто хотел бы бренд присвоить себе или, по крайней мере, построить некую махинационную схему по его эксплуатации - или его отдельных частей - таких как домен.
Несмотря на то, что доменное имя не является объектом интеллектуальной собственности и не охраняется как результат интеллектуальной деятельности (РИД), в большинстве случаев доменное имя компании содержит в себе часть (или же целиком состоит из) имени компании. Которые, в свою очередь, регистрируются и должны регистрироваться как товарные знаки. Здесь и возникает то самое интеллектуальное право - доменное имя обретает охраноспособность как часть официально зарегистрированного в патентном ведомстве товарного знака.
Так, в настоящее время так называемые доменные споры набирают всё большие обороты, когда владелец товарного знака или фирменного наименования узнает о наличии тождественного или схожего доменного имени, и в этом случае речь идет о недобросовестной конкуренции или же неправомерном использовании чужой интеллектуальной собственности.
В целом же помимо споров о незаконной "аренде" домена в мировой практике имеются и другие их разновидности - например, киберсквоттинг, или захват доменного имени.
Как правило, киберсквоттеры не используют доменные имена по своему прямому назначению, для продвижения своих товаров и услуг. - в большинстве случаев сайт пуст и имеет на своей странице предложение к продаже доменного имени по аукционной системе.
Ранее судебная практика была на руку киберсквоттерам в силу именно факта неиспользования домена по назначению. Раз нет использования домена для товаров и услуг, указанных в вашем одноименном товарном знаке, в иске вам отказано. Именно поэтому нередко правообладатели товарных знаков соглашаются на такого рода "сделку" и выкупают у недобросовестных покупателей домены за баснословные суммы.
Однако, мы придерживаемся мнения, что необходимости в заключении подобной сделки уже нет. И текущая судебная практика тому пример - взять, хотя бы, тяжбу Павла Воли за свой домен, о которой мы писали ранее.
А способах защиты своих прав на средства индивидуализации в судебном порядке мы рассказали в нашей статье.