Поговорим про бренд и множество способов его юридической защиты.
По определению Американской маркетинговой ассоциации бренд — знак, символ или дизайнерское решение, или их комбинация в целях обозначения товаров и услуг конкретного продавца или группы продавцов для отличия от их конкурентов.
Для наших целей мы предлагаем такую схему:
К примеру, возьмем бренд «Шоколадница».Бренд = уникальное торговое предложение + идентификаторы, с помощью которых предложение выводится на рынок.
Источник фото: https://sh.agency/portfolio/shokoladnitsa/
Copyright (c) SmartHeart
Пару лет назад сеть представила свой обновленный фирменный стиль – красивый, изящный и стильный во всех способах использования: от логотипа и интерьера ресторанов до фирменной атрибутики и упаковок. Все это – идентификаторы бренда.
Источник фото: https://sh.agency/portfolio/shokoladnitsa/
Copyright (c) SmartHeart.
Таким образом, к идентификаторам относятся:
-
Имя, название
-
Логотип
-
Слоган
-
Упаковка
-
Доменное имя
-
Рекламные продукты
Все перечисленное является элементами вашего бренда. В свою очередь законом предусмотрено как минимум 6 способов защиты таких элементов (идентификаторов) бренда.
Товарные знаки - словесные, графические, комбинированные, объемные и иные обозначения, которые прошли регистрацию в Роспатенте. Главный риск для вас: выбрать имя бренда, которое неохраноспособно (нельзя зарегистрировать как товарный знак) или которое уже зарегистрировано кем-то другим.
О таких проблемах лучше знать заранее - в начале жизненного пути вашего бренда. Посоветуйтесь при выборе названия с патентным поверенным. Другая проблема с товарными знаками - жить и работать с брендом без его регистрации в качестве товарного знака и в итоге нарушить чужие права (получить иск от владельца схожего зарегистрированного товарного знака). Без вины быть виноватым – удел предпринимателя. “Не знал о чужих правах” не поможет, отвечать все равно придется. Наиболее серьезные последствия для нарушителя - выплата компенсации правообладателю в размере до 5 млн. руб. или 2-х кратной стоимости контрафактных товаров (услуг).
Фирменные наименования. Здесь исключительное право (монополия) на имя вашей компании возникает в момент регистрации вашего юридического лица. Что отражено в уставе как фирменное наименование - то и есть ваша интеллектуальная собственность. Вы можете как и в случае с товарным знаком запретить другому лицу использование схожего названия на документах, в рекламе, на сайте, в домене. Только требование компенсации законом не предусмотрено.
Коммерческие обозначения - название или логотип, которые стали известными вашим потребителям как наименование именно вашего предприятия на определенной территории. При таких условиях вы также получаете исключительное право на данное наименование. Практически такое же как на товарный знак или фирменное наименование. Да, без всякой регистрации. Проблема только в том, что такое право за вами признает лишь суд при рассмотрении спора за бренд. Например, если вы подадите иск на нарушителя и заявите в иске: “вот доказательства известности моего наименования моего предприятия”. Убедите суд - тот признает за вами право на коммерческое обозначение и накажет нарушителя.
Авторские права - еще одна разновидность исключительных прав, ну уже на графические, литературные и иные произведения, являющиеся результатом творческой деятельности. Такие исключительные авторские права возникают у автора вашего логотипа в момент создания произведения, не требуют никакой регистрации. Поэтому вы должны получить их у автора по специальному договору отчуждения исключительного права либо по лицензионному договору. Без этого вы не владелец собственного логотипа и бренда.
Промышленные образцы - элементы дизайна вашего продукта, упаковки, этикетки , интерфейса сайта, которые прошли регистрацию в Роспатенте и на которые получен “Патент на промышленный образец”. Действует такой патент максимум 25 лет и также подтверждает наличие у вас исключительного права со всеми возможностями запрета копирования и требования компенсации.
Недобросовестная конкуренция. Для защиты бренда применяются положения закона “О защите конкуренции”, которые запрещают использование чужих товарных знаков и иных объектов интеллектуальной собственности. Нарушителя по вашему заявлению может привлечь к ответственности как Федеральная антимонопольная служба, так и Суд по интеллектуальными правам, что выберете. Что именно понимается под “недобросовестной конкуренцией” и что еще под запретом, расписано в самом законе. Полезный инструмент для защиты бренда со своими плюсами и минусами.
Подробнее об указанных и иных способах защиты бренда - в следующих постах. Не пропустите!